Утверждена на заседании
педагогического Совета сада
протокол № 1 от 5.09.2014 г.
Заведующий МДОУ /Козлова Н.Е./
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Охотинский детский сад
Мышкинского муниципального района
Ярославской области
Основная образовательная программа
дошкольного общего образования
2014
Пояснительная записка
Образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266–1, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. .№ 666, Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655.
Образовательная программа – документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной группе муниципального образовательного учреждения Кирьяновской средней общеобразовательной школе, содержание образования, формы организации деятельности детей с учетом стандарта дошкольного уровня образования.
Образовательная программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка от 1,5 до 7 лет: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие во взаимосвязи. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Задачи, содержание, объем образовательной нагрузки, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса в дошкольной группе отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и основаны на соблюдении положений Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, а также законов Российской Федерации: Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.
К основным, наиболее важным положениям этих документов, которые нашли отражение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования, относятся:
право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
право на защиту от всех форм физического и психического насилия, отсутствия заботы и небрежного обращения;
взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Реализацию образовательной программы осуществляет кадровый состав: заведующий дошкольного учреждения и воспитатели.
Цели и задачи образовательной программы
Образовательная программа ОУ разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой (2009 год).
Руководствуясь комплексной программой, учитывая новые социальные запросы родителей воспитанников, посещающих дошкольную группу, материально–техническое и методическое оснащение воспитательного процесса, коллектив учреждения ставит перед собой следующие цели:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
В целях построения целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное всестороннее развитие ребёнка-дошкольника: физическое, интеллектуальное, социальное, нравственное, художественно-эстетическое, коллектив ОУ определяет следующие задачи:
совершенствовать работу по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Расширять индивидуальный двигательный опыт ребёнка, последовательно обучать движениям и двигательным действиям;
развивать у детей в процессе различных видов деятельности внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности. Стимулировать развитие любознательности;
обеспечить воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру;
развивать у детей (с учётом возрастных особенностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитывать навыки элементарной трудовой деятельности, трудолюбия;
знакомить детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивному отношению к миру, любви и интереса к книге;
развивать у детей любовь к прекрасному в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и в художественно- эстетической деятельности;
способствовать физическому и психическому развитию детей, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей в процессе самостоятельной игровой деятельности;
способствовать созданию атмосферы эмоционального благополучия и комфорта в группе, поиску нового стиля общения и игры с ребёнком;
использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями;
совершенствовать систему взаимодействия педагогов ОУ с родителями в области физкультурно-спортивного воспитания дошкольников.
В соответствии с этим образовательная программа представляет целостную систему мер по гуманизации, индивидуализации воспитания и развития дошкольников, учитывающая потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Ключевым принципом работы с детьми является личностно–ориентированный подход в развитии и воспитании.
Принципы организации образовательного процесса
- Индивидуализации, обеспечивающей условия дошкольной группы для удовлетворения потребностей детей и родителей;
- развивающего взаимодействия в дошкольной группе и сотрудничества с детьми и родителями;
- развивающего эффекта дошкольной группы в образовательном процессе, определяющим развитие потребностей и способностей воспитанников;
- комплексности формирования и гармонизации основных сфер деятельности детей и взрослых в дошкольной группе: культурно–познавательных, эстетических, нравственных и коммуникативных, рефлексивных – в процессе формирования взаимоотношений ребенка с окружающей природой и людьми;
- культурологизации дошкольной группы, выражающей в усвоении общечеловеческих ценностей и гуманных способов общения, в содержании образования, формировании личностной культуры;
- мобильности и вариативности в условиях дошкольной группы, ориентирующей сотрудников на разработку и реализацию авторских программ и технологий, воплощающих инновационные подходы к образованию.
Реализации этих принципов способствует общение с ребенком в дошкольной группе, которое осуществляется в форме сотрудничества и строится с учетом требований профессионально–этического характера. Жизнь учреждения строится по семейному принципу: все взрослые участвуют в воспитании детей.
Основные характеристики образовательного учреждения
Дошкольная образовательное учреждение Охотинский детский сад является звеном муниципальной системы образования Мышкинского района, обеспечивающая помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей, освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы и парциальных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по всем направлениям деятельности:
удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, сохранение и укрепление их здоровья;
разностороннее развитие и воспитание ребенка с учетом региональных особенностей и условий учреждения;
осуществление взаимодействия с семьей для полноценного развития ребенка.
Приоритетными направлениями в работе ОУ являются:
создание оптимальных условий для физического и психологического здоровья детей;
охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путем использования соответствующих возрасту оздоровительных средств и методов их применения;
осуществление личностно-дифференцированного подхода к развитию речи детей;
развитие художественных способностей детей;
охрана жизни и здоровья подрастающего поколения.
Немаловажное значение уделяется следующим направлениям в воспитании детей:
развитие познавательной активности интересов, интеллектуальных способностей дошкольников;
развитие эстетических чувств детей, приобщение к художественной культуре;
физическое развитие и оздоровление детей.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы
Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Она создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа соответствует критериям полноты, необходимости, достаточности. Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъективного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений ребенка в освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, предусмотрено для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире.
Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. В основу положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа предусматривает организацию:
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
в самостоятельной деятельности детей;
в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, непосредственная образовательная деятельность предполагает организацию деятельности с детьми, которая осуществляется как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, проблемных ситуаций и прочее.
Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой возрастной группы.
Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. При построении режима дня руководствуемся основным принципом — принципом соответствия возрастным психофизическим особенностям детей.
Режим организации жизнедеятельности дошкольной группы определен:
в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;
на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;
с учетом социального заказа родителей и нормативно-правовых требований к организации режима деятельности ОУ.
Режим работы ОУ установлен следующим образом: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей с 07.30 до 17.00. Допускается посещение детьми ОУ по индивидуальному графику, который согласуется с заведующим дошкольного учреждения. В период адаптации к условиям дошкольной группы организуется кратковременное посещение ребенком ОУ. Увеличение времени пребывания ребенка в дошкольной группе происходит на основе наблюдений за состоянием ребенка и характером его привыкания. Допускается пребывание ребенка в адаптационный период совместно с родителями.
Режим пребывания детей в дошкольной группе
Режимные процессы |
Время |
Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.30 – 8.25 |
Подготовка к завтраку |
8.25 – 8.30 |
Завтрак |
8.30 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность |
9.00 – 10.00 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) |
10.10 – 11.50 |
Возвращение с прогулки |
11.50 – 12.00 |
Подготовка к обеду, обед |
12.00 – 12.20 |
Подготовка к дневному сну, дневной сон |
12.20 – 15.00 |
Пробуждение, гимнастика |
15.00 – 15.10 |
Подъем, одевание, туалет, водные процедуры |
15.10 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.25 – 15.35 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность |
15.35 – 16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.20 – 17.00 |
Уход детей домой |
17.00 |
Программы и технологии в педагогическом процессе
Содержание деятельности строится с учетом современных требований к организации жизни воспитанников дошкольной группы. Воспитательно–образовательный процесс определяется комплексной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Реализуется принцип интегрированного подхода в воспитании и развитии детей.
Образовательные области |
Название программ |
Пособия |
Физическая культура (Здоровье) |
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой |
Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» |
Познавательно-речевое развитие (Познание, коммуникация, чтение художественной литературы) |
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой |
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Е.Е. Крашенинников, О.П. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников» О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой» И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» В.В. Гербова «Коммуникация» |
Социально–личностное (Социализация, труд, безопасность) |
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой |
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» А.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с правилами ДД» |
Художественно-эстетическое (Художественное творчество, музыка) |
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой |
Т.С. Комарова «Художественное творчество» «Музыкальные занятия Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» |
Проектирование и планирование педагогической деятельности
Учебный план определяет точное количество часов на освоение детьми каждого образовательного курса. На его основании разрабатываются тематические планы образовательных курсов, сетка видов деятельности, которые предусматривают изменения и корректировку в течение учебного года в зависимости от уровня развития воспитанников и темпов усвоения программного материала. Это позволяет нормировать нагрузки не только по времени, но и по содержанию деятельности.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
На основании этого, образовательная программа детского сада ставит своей целью обогащение содержания работы с детьми. Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно – трудовой.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере ребенка. Деятельность с детьми, в основе которых доминирует игра, в зависимости от программного содержания, проводится фронтально (одновременная деятельность с возрастными подгруппами одним видом, но с разным программным содержанием), подгруппами, индивидуально. Планируются комплексная и интегрированная деятельность.
Продолжительность видов деятельности определяется санитарно–эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста. Все виды деятельности проводятся с обязательным 10-минутным перерывом.
Это отражено в учебном плане детского сада. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания и состоит из нескольких направлений:
- познавательно-речевое;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Учебный план
Образовательные области |
Группы детей |
||||
от 2-х до 3-х |
от 3-х до 4-х |
от 4-х до 5-ти |
от 5-ти до 6-ти |
от 6-ти до 7-ми |
|
Физкультура |
3 раза в неделю |
3 раза в неделю |
3 раза в неделю |
3 раза в неделю |
3 раза в неделю |
Познание. Формирование целостности картины мира |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Познание. ФЭМП |
|
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Познание. Конструирование |
|
|
|
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Коммуникация |
2 раза в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
Художественное творчество Рисование
Лепка
Аппликация |
1 раз в неделю 1 раз в неделю |
1 раз в неделю 1 раз в 2 нед. |
1 раз в неделю 1 раз в 2 нед. 1 раз в 2 нед. |
2 раза в неделю 1 раз в 2 нед. 1 раз в 2 нед. |
2 раза в неделю 1 раз в 2 нед. 1 раз в 2 нед. |
Музыка |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
Всего в неделю |
8 |
10 |
11 |
14 |
14 |
Расписание видов образовательной деятельности
Дни недели |
Время дня |
Образовательная область |
Задействованные подгруппы |
Понедельник |
1-я половина |
Познание. Формирование целостности картины мира |
Все группы |
2-я половина |
Физкультура Художественное творчество (Рисование) |
Все группы Средняя, старшая, подготовительная |
|
Вторник |
1-я половина |
Познание. Конструирование Познание. ФЭМП |
Подготовительная Средняя, старшая |
2-я половина |
Физкультура |
Все группы |
|
Среда |
1-я половина |
Чтение художественной литературы Коммуникация. Чтение художественной литературы |
1-я младшая группа 2-я младшая группа, средняя, старшая, подготовительная |
2-я половина |
Художественное творчество (Рисование) Физкультура |
1-я младшая группа Все группы |
|
Четверг |
1-я половина |
Познание. ФЭМП Музыка |
Старшая, подготовительная Все группы |
2-я половина |
Художественное творчество (Лепка) Художественное творчество (Аппликация (1 раз в 2 недели)) |
Все группы Старшая, подготовительная |
|
Пятница |
1-я половина |
Музыка Коммуникация |
Все группы Старшая, подготовительная |
2-я половина |
Художественное творчество (Рисование) Художественное творчество (Аппликация) Познание. Конструирование |
2-я младшая группа, старшая, подготовительная Средняя Старшая |
Продолжительность видов деятельности
1-я младшая группа – 10 минут
2-я младшая группа – 15 минут
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Подготовительная группа – 30 минут
Перерыв между видами деятельности 10 минут
Система реализации программы
1. Виды деятельности:
игровая;
учебная;
художественная;
двигательная;
трудовая.
2.Формы организации – детская деятельность:
фронтальные;
подгрупповые;
индивидуальные.
3.Повседневная работа.
4. Обновление содержания учебно-воспитательного процесса
Принимая во внимание комплексную программу «От рождения до школы», педагоги обеспечивают разностороннее развитие детей, формируют и развивают универсальные, в том числе творческие способности, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивают для всех равный старт развития, сохранение и укрепление здоровья. Для этого используются программы и технологии для их реализации, ориентированные на выполнение задач, направленных на повышение эффективности и обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Основные направления развития ребёнка
Познавательно-речевое. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей: по подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим, а также вне их – в играх, труде, в повседневной жизни. Однако в специальных речевых видах деятельности развитие речи является центральным, доминирующим.
При обучении воспитанников родному языку предусматривается формирование элементарного осознания явления языка и речи. Такое осознание обогащает умственное развитие ребенка, поскольку вводит его в особую область объективных явлений, раскрывает новую форму объективной действительности и вместе с тем обогащает владение языком: повышает уровень самоконтроля при построении высказывания, что особенно важно для подготовки к обучению в школе.
Детская деятельность по развитию речи может быть разнообразной: тематической (связанная с художественной литературой), комплексной (где решаются разные речевые задачи), традиционной.
Деятельность по подготовке к обучению грамоте могут планироваться во второй половине дня.
В организации образовательной области Познание по формированию элементарных математических представлений используем такие методы работы, которые развивают самостоятельность, творческую активность детей. Это использование познавательных игр, исследовательская деятельность, а также проблемно – поисковые ситуации. Особое внимание уделяется проблемно – поисковому методу, т.к. при разработке содержания развивающего обучения особое внимание требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи, т.к. на эти знания ребенок должен опираться, осуществляя самостоятельную поисковую деятельность.
Построение обучения индивидуально–ориентированное, предполагающее обучение детей фронтально, по подгруппам с учетом индивидуальности каждого (опыта, возможностей, темпа, личностных трудностей).
Виды детской деятельности:
традиционные;
с использованием проблемно–поисковых ситуаций,
комплексные.
В каждой возрастной группе, начиная со второй младшей, организуется по одному виду деятельности в неделю, в подготовительной – 2.
Во всех возрастных группах происходит смена деятельности детей: на десятой минуте проводится физкультминутка или подвижная игра.
Знания, полученные при этом, закрепляются в подвижных и сюжетно – ролевых играх, в индивидуальной работе с детьми в свободное время в помещении и на прогулке.
Социально-личностное направление развития дошкольника. Большая работа может проходить в повседневной жизни детей (знакомство с предметным миром, природой и т.д.). Однако ознакомление с социальной действительностью предполагает большую и интересную работу при вовлечении во все виды деятельности. Вместе с тем, для накопления ребенком социального опыта, необходимо планировать и проводить целевые прогулки и экскурсии в ближайшем к ребенку окружении, т. е выход за пределы детского сада. Приобщаясь, таким образом, к социальной жизни, ребенок использует полученные впечатления и знания в игре, речи.
Игровая деятельность в детском саду организовывается, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно, как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.
Овладевая с помощью взрослого основными способами действий, дети используют их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого в групповой комнате и на участке создаются условия для разнообразной самостоятельной деятельности воспитанников. Каждый вид игрушек и пособий хранится в определенном порядке. Важно продумать рациональное распределение игрового материала, чтобы дети занимались разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.
Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги.
Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой комнате должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещаются так, чтобы дети могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложнять способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета.
Накопление детьми знаний фиксируется во всех видах деятельности или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Организация деятельности по экологическому воспитанию. Формы детской деятельности могут быть разными: экскурсии, целевые прогулки, экспериментирование, организованные наблюдения, совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Также экологические знания дети получают во время прогулок, игр, при чтении художественной литературы. Обучение осуществляется разными методами, их выбор зависит от вида деятельности, его основной задачи: первично – ознакомительные, проводящиеся во всех возрастных группах, но со старшими они более сложные; обобщающие, на которых формируются обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы. Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе социальной беседы, стержнем которой является система вопросов; углубленно – познавательные – строящиеся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений при проведении экспериментальной деятельности.
Темы деятельности определяются с учетом программы и природного окружения детского сада. При планировании детской деятельности на неделю, в квартал получается следующее примерное распределение:
первично-ознакомительные – 5 (животные, растения, экосистема);
обобщающие – 2;
экскурсия – 2;
экспериментирование – 3.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Цель трудового воспитания – формирование положительно отношения к труду.
Задачи:
- формирование предпосылок трудовой деятельности (формирование трудовых навыков; формирование компонентов деятельности; формирование общественных мотивов труда);
- воспитание положительного отношения к труду взрослых (формирование интереса к труду взрослых; воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда; воспитание стремления оказывать посильную помощь);
- воспитание личности ребенка (воспитание личностных черт: самостоятельность, ответственность, инициативность; воспитание трудолюбия: привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми: дружба, взаимопомощь, забота о товарищах).
Виды детского труда:
самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).
Формы организации трудовой деятельности:
поручения (индивидуальные или совместные);
дежурства (индивидуальные или совместные);
коллективный труд.
Художественно-эстетическое развитие. Детская деятельность по рисованию, аппликации и лепке проводятся на основе одной темы, одного образа, последовательно друг за другом, что позволяет углубить опыт ребенка за короткий промежуток времени. Деятельность объединяет 2-3 вида изобразительного искусства. Дети знакомятся с произведением одного вида искусства и аналогичную тему раскрывают в технике другого вида искусства.
При ознакомлении с литературой после чтения литературного произведения проводится беседа и творческие задания. В младшей и средней группах проводятся моделирование эпизодов сказки, старшие дошкольники рисуют сразу после чтения литературного произведения. Используются тексты литературных произведений и репродукции произведений живописи. Рисунки и сочинения детей воспитатель помещает в альбоме детского творчества. В течение учебного года организуются выставки детского творчества.
Основной формой организации музыкальной деятельности — фронтальная. Как организационная форма они отличаются гибкостью и вариативностью по построению. Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания, необходим повышенный интерес детей к музыке, эмоциональный комфорт, что способствует повышенной активности детей, обеспечивает успешное решение всех задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.
Оптимальному решению воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей способствуют следующие типы музыкальной деятельности:
Традиционные, на которых решаются задачи всех видов музыкальной деятельности. Чередование видов музыкальной деятельности самое различное и является обязательным:
1) упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков, навыков выразительного движения;
2) слушание музыки;
3) упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, разучивание песни, задание на песенное творчество;
4) разучивание танца и музыкальная игра, творческие задания.
Эта последовательность может быть изменена и иметь варианты.
Доминантные – те, на которых доминирует один из видов музыкальной деятельности. Использование способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах музыкальной деятельности. Этот тип деятельности организуется один раз в месяц.
Тематические, темы которых посвящены явлениям общественной жизни, природе, творчеству композиторов, литературному герою и т.п..
Музыкально-тематические, темы, которых посвящены особенностям музыкальной речи, музыкального языка.
Комплексные, на которых решаются задачи с помощью различных видов искусств и видов художественной деятельности.
Организация деятельности по физическому развитию дошкольника. Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между видами деятельности, прогулки-походы.
Второе место в двигательном режиме занимает образовательная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности, где создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.
Данная деятельность может быть организована и во второй половине дня.
Двигательный режим
Физкультурно-оздоровительная работа
Формы работы |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Утренняя зарядка |
ежедневно 3-5 мин. |
ежедневно 5-7 мин. |
ежедневно 7-10 мин. |
ежедневно 10-12 мин. |
Физкультурные виды деятельности |
2 раза в неделю 10-15 мин. |
15-20 мин. |
20-25 мин. |
25-30 мин. |
Подвижные игры |
ежедневно не менее 2-х игр по 5-7 мин. |
7-8 мин. |
8-10 мин. |
10-12 мин. |
Игровые упражнения |
ежедневно 4-6 мин. |
6-8 мин. |
6-8 мин. |
8-10 мин. |
Релаксация |
после обучающих видов деятельности 1-3 мин. |
1-3 мин. |
1-3 мин. |
|
Музыкально-ритмические движения |
при организации музыкальной деятельности 6-8 мин. |
8-10 мин. |
10-12 мин. |
12-15 мин. |
Дыхательная гимнастика |
ежедневно 5 мин. |
6 мин. |
7 мин. |
8 мин. |
Самостоятельная двигательная активность |
Ежедневно Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под руководством воспитателя |
Система закаливающих мероприятий в холодное время года
Содержание |
Возрастные группы |
|||
младшая |
средняя |
старшая |
подготовительная |
|
Воздушно-тепловой режим |
Обеспечивается рациональным сочетанием температуры воздуха и одежды детей |
|||
Одностороннее проветривание в присутствии детей |
В холодное время года проводить кратковременное проветривание (5-10 мин.). Допускается снижение температуры на 1-2°С |
|||
Прогулка |
Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям в холодное время года |
|||
-18°С |
-20°С |
-22°С |
-22°С |
|
После дневного сна |
В помещении температура на 1-2°С ниже нормы |
|||
Гигиенические процедуры |
Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры |
Определение способов систематической фиксации
динамики детского организма
Качественная оценка эффективности образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и развития ребенка. Каждый педагог детского сада должен иметь полное представление о характере собственной деятельности, о том какими знаниями и навыками он должен владеть, чтобы обеспечить развитие воспитанника и сохранить его здоровье.
Точность оценки и объективность анализа обеспечиваются набором современного аналитико-диагностического инструментария: мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы для всех возрастных групп, разработанный Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса; комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой для всех возрастных групп (диагностический журнал)
Формы сотрудничества с семьёй
Одним из важнейших условий реализации программы ОУ является сотрудничество педагогов семьей. Дети, воспитатели и родители — главные участники педагогического процесса.
Задача коллектива — установить партнёрские отношения, объединить усилия для развития, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Индивидуальные собеседования
Родительские собрания
Консультации, беседы, круглые столы
Помощь в работе: пошив костюмов, изготовление декораций, сувениров
Совместное проведение праздников, досугов, субботников
Анкетирование
Тестирование
УСЛОВИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Целенаправленность, систематичность
Дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи
Доброжелательность, внимательность
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Анкетирование
Тестирование
Беседы с родителями
Преемствепность в работе дошкольной группы и школы
Существенным моментом в работе является переход ребёнка из дошкольной группы в начальную школу, обеспечение преемственности на данных ступенях образования.
В целях реализации Концепции преемственности дошкольного образования и начальной школы, в ОУ разработан план мероприятий, предусматривающий взаимодействие педагогов и детей.
Взаимосвязь воспитателей и учителей начальных классов направлена на то, чтобы рассматривать преемственность как двухсторонний процесс, где на дошкольной ступени сохраняется «самоценность» дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, как основы успешного школьного обучения, а школа выступает как приемник, основываясь на достижениях дошкольника и развивая накопленный им потенциал.
Общим ориентиром в достижении основных результатов в развитии детей является диагностика, определяющая их уровень готовности к обучению в школе.
Создание предметно-развивающей среды
Основой реализации образовательной программы является развивающая предметная среда, необходимая для развития всех детских видов деятельности. В ОУ она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка. Развивающая предметная среда оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Сюда относятся физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для всех видов детской деятельности и др.
Всё пространство ОУ используется для обогащения физического, познавательного и художественно-эстетического развития детей.
На территории дошкольной группы оборудована спортивная площадка, где дети обучаются спортивным играм и упражнениям, полоса препятствий, прыжковая яма.
Все участки оборудованы теневыми навесами, имеются малые игровые формы, песочницы, скамейки, балансиры.
На территории ОУ имеются зелёные насаждения, которые представляют разнообразие видов деревьев и кустарников: берёзы, лиственницы, рябина, ели и др., что даёт возможность проводить наблюдение с детьми, анализировать, сравнивать, делать логические выводы о явлениях природы и окружающей действительности.
Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы
Планируемые интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Описание модели выпускника
дошкольного образовательного учреждения
Здоровье и физическое развитие
Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.
Физически подготовлен к продолжению обучения:
владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;
хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;
подвижен, ловок;
развита мелкая мускулатура рук: уверенно владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности.
Сформирована привычка к здоровому образу жизни:
сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе физической культуры;
сформированы основы безопасного поведения в критической жизненной ситуации.
Развитие познавательной деятельности
Кругозор выпускника:
сформированы развернутые и конкретные представления о мире;
может устанавливать доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.
Речь выпускника:
устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;
речь фонетически и грамматически правильная;
использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);
Познавательная активность, самостоятельность выпускника:
ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
выпускник способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.
Сформированы интеллектуальные умения:
определяет содержание, смысл (в т. ч. скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове;
сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;
способен сделать умозаключения ни выводы на основе имеющихся знаний;
Сформированы элементы учебной деятельности.
Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:
ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15-20 минут;
способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;
способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.
Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):
развиты художественное мышление, сенсорные способности;
умеет создать художественный образ в разных видах творческой деятельности.
Поведение и общение
Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками:
устанавливает дружеские взаимоотношения;
готов к коллективным формам деятельности;
умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.
Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.
Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.
Способен управлять своим поведением и способами общения.
Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.
Мотивационная готовность к обучению в школе
Желает учиться в школе.
Имеет познавательный или социальный мотив учения.